Жалоба таксистов на «АвтоВАЗ» и ее влияние на рынок такси в России: проблемы, претензии, инициативы

ФАС, жалобы таксистов, цены на автомобили, "АвтоВАЗ", такси, Федеральная антимонопольная служба, НСТ.

Жалоба таксистов на «АвтоВАЗ»

Российские таксисты недавно направили жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на действия «АвтоВАЗа», которые, по их мнению, наносят значительный ущерб таксомоторной отрасли. Жалоба была инициирована Ассоциацией «Национальный совет такси» (НСТ) и касается завышения цен на популярные модели автомобилей Lada Granta и Lada Vesta.

Основные претензии таксистов

Главной причиной жалобы является значительный рост цен на автомобили Lada за последние годы. Согласно данным Аналитического центра при правительстве РФ, цены на Lada Granta выросли в 1,6 раза, а на Lada Vesta — в 1,8 раза с 2021 по 2023 год. Это контрастирует с общим ростом цен на автомобили эконом-класса в России, которые за тот же период увеличились только на 28%.

Финансовая зависимость от «АвтоВАЗа»

Доля автомобилей «АвтоВАЗа» в ежегодном притоке автомобилей такси превышает 50%, что создает значительную финансовую зависимость таксистов от ценовой политики компании. Исполнительный директор НСТ, Наталия Лозинская, назвала повышение цен «бесконтрольным», «необоснованным» и «экономически не подтвержденным», подчеркнув, что это ущемляет интересы перевозчиков и наносит долгосрочный ущерб отрасли.

Ответ «АвтоВАЗа»

Представители «АвтоВАЗа» отрицают обвинения в доминировании на рынке такси и указывают, что цены на автомобили Lada в 2024 году были проиндексированы на 4,3%, что ниже официальной инфляции. Они также объясняют рост цен возвратом в комплектации некоторых опций, обеспечивающих комфорт водителей и пассажиров.

Влияние на таксомоторную отрасль

Таксисты жалуются, что текущие цены на автомобили делают их эксплуатацию нерентабельной. Срок окупаемости автомобиля в такси, который обычно составляет три года, теперь превышает пять лет из-за высоких цен на машины и снижения доходов от поездок в регионах. Это создает значительные трудности для таксопарков, которые уже страдают от отсутствия рынка бюджетных автомобилей в России.

Программа льготного автолизинга и законодательные инициативы

Минпромторг отметил, что изменение цен также связано с программой льготного автолизинга для обновления парков такси. Кроме того, в парламенте обсуждается законопроект, который может привести к полной монополизации поставок автомобилей такси «АвтоВАЗом», если будет принят. Это вызывает дополнительную обеспокоенность среди таксистов относительно их будущей финансовой устойчивости.

Контекст рынка

Российский рынок такси также сталкивается с проблемами, связанными с надежностью автомобилей. Автомобили от китайских производителей, которые составляют до 80% российского таксопарка, быстро выходят из строя, часто уже после 150 тыс. км пробега, в отличие от европейских и корейских автомобилей, которые обычно служат до 250–300 тыс. км.

В целом, жалоба таксистов в ФАС подчеркивает серьезные проблемы в таксомоторной отрасли, связанные с ценовой политикой «АвтоВАЗа» и ее влиянием на финансовую устойчивость перевозчиков. Решение этой проблемы будет иметь значительные последствия для будущего российского рынка такси.

Возможно Вы пропустили